Утром 30 июля закончилась однодневная забастовка минских таксистов, организованная профсоюзом такси «Центр».
Извозчики выдвинули ряд требований к государству и диспетчерским службам, при невыполнении которых акция протеста может повториться в республиканском масштабе.
Что заставило таксистов пожертвовать рабочими сутками и не выйти на работу? О целях и задачах забастовки в интервью БДГ рассказал председатель профсоюза такси «Центр» Александр Стаховский.
– Как ваши коллеги отреагировали на призыв профсоюза объявить суточную забастовку?
– Точное количество таксистов в Минске вообще сложно определить, а сведения диспетчеров не всегда соответствуют действительности. Я вчерашний день провел в кругу семьи, но судя по ситуации на районах, такси проблематично было вызвать. Многие ребята отозвались на наш призыв.
Мы хотим привлечь внимание государства к проблемам такси и заставить диспетчеров проявить хоть немного уважения к водителям, которые у них работают. Зачастую «забота о таксистах» расходится с делами: когда в течение трех месяцев диспетчеры увеличивают расценки за свои услуги, то просто проявляют элементарное неуважение к своим сотрудникам.
Сейчас каждому белорусу живется гораздо труднее, чем раньше. Поэтому главная проблема сегодняшнего дня, наверное, не повышение тарифа, которое приведет к падению спроса на такси; нужно хотя бы повысить минимальную цену на проезд – с нынешних 3.5 рубля до 5 рублей. Раньше государство регулировало тарифы, сейчас открестилось.
Под ширмой «улучшения качества услуг» диспетчеры сегодня безосновательно выгоняют многих ребят с работы. Если после нашей забастовки уволят хотя бы одного таксиста, профсоюз такси «Центр» направит обращения в прокуратуру и суд с целью защитить свои гражданские права. Сегодня наши права нарушаются повсеместно: минимальной гарантированной зарплаты у нас нет, ребята работают зачастую по 14, 16, по выходным – по 18-20 часов. Это не надуманные цифры: средства контроля кассового оборудования, думаю, позволяют отследить ситуацию.
– Вы добиваетесь, чтобы диспетчеры установили хотя бы минимальный порог гарантированной зарплаты и предельный уровень занятости?
– Белорусское законодательство четко прописывает: диспетчерская служба не правомочна поднимать тарифы, она просто объявляет тариф, по которым работает человек, который несет непосредственные затраты: либо индивидуальный предприниматель, либо перевозчик с лицензией.
Безусловно, в сложившейся ситуации выигрывает пассажир. Но водитель платит полную госпошлину за два техосмотра в год; я считаю, это необоснованное положение. Когда прописывали положение о госпошлине, наверное, просто забыли о таксистах: дважды в год проходя техосмотр, дважды должны уплачивать полную госпошлину. За техосмотр платит сам водитель, прохождение доктора-механика стоит 300 тысяч в месяц – все расходы ложатся на плечи водителя такси. Последнее понятие тарифа произошло во время чемпионата мира по хоккею, а единый налог за это время увеличился практически в два раза. Мы просили у Совета министров разъяснений, почему таксисты должны платить дорожный сбор в полном объеме два раза в год. Перевозчики опасных грузов каким-то образом добились, что проходят два раза в год техосмотр, как и такси, но уплачивают госпошлину с коэффициентом 0,5: если таксист каждые полгода платит по 7 базовых величин, то перевозчики опасных грузов – по 3,5 базовых величины. Необоснованные поборы, необоснованная нагрузка – вот, пожалуй, это главная причина, которая заставляет водителей такси заниматься нелегальным извозом.
Сегодня перевозчики, диспетчерские и все посредники не несут затрат, а непосредственные затраты несет сам водитель такси. А посредники только необоснованно поднимают цены на свои услуги. Когда мы задали вопрос: почему с таксиста берут 10 тысяч за заказ? – получили ответ, мол, не считайте наши деньги. Это не аргумент, чтобы менять правила игры.
– Получается, что за право работать под именем конкретной службы взимается оплата в 10 тысяч рублей за заказ?
– Например, в столичной службе «Алмаз» или 135 за каждый принятый заказ водитель должен платить 10 тысяч неденоминированных белорусских рублей. Раньше существовала абонентская плата: водитель платил миллион белорусских рублей и брал неограниченное количество заказов. Таксисты просчитали рентабельный тариф: 7 500, — на что диспетчеры никак не отреагировали. Если в ближайшее время диспетчеры не пойдут на переговоры о повышении тарифа либо абонентской платы, думаю, профсоюз будет ходатайствовать перед Департаментом финансовых расследований, налоговыми органами о проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которые задействованы в сфере такси. За последние шесть лет у них не проводилось ни одной проверки – ни плановой, ни внеплановой. Думаю, там образовалось достаточно нарушений, и уже пора навести порядок в данной сфере.
– Как профсоюз собирается действовать дальше, если забастовка не принесет результатов?
– Мы стараемся не отступать от буквы закона. Уже обратились к мэру Минска со своими проблемами, в том числе со стоянками такси. Председатель Мингорисполкома предложил нам изложить свое решение проблемы на бумаге. Мы сделали запросы в ряд госструктур: процентов 40 стоянок такси в реальности не существует: знаки срезаны, хотя должны быть. А когда ребята стоят на отведенных местах, сотрудники ГАИ просто привлекают к административной ответственности.
В ближайшее время мы составим список стоянок, которые мы хотели бы видеть, и список проблем по повышению тарифов, которые можно решить в рамках компетенции мэра города. А если не получится решить проблему на уровне города, пойдем выше – вплоть до администрации президента.
Профсоюз «Центр» активно пытается наладить связь с областными центрами: Брест, Гомель, где ситуация еще плачевнее, потому что договора с диспетчерскими просто неправомочны. Однако таксисты в суд не обращались, потому что диспетчеры пригрозили «волчьим билетом», после чего ни в одну службу Гомеля на работу не возьмут. Там идет конкретное запугивание водителей такси лишением работы. Хотя в действительности именно с таксиста все кормятся: и диспетчерские, и перевозчики.
Раньше в таксопарках существовала некая минимальная зарплата, а сейчас, если ты не работаешь 12 часов в смену, без отдыха и без перерыва, то ничего не заработаешь.
Я не говорю за аренду, которая сегодня в плачевном состоянии. Одного из наших коллег положили в больницу на операцию; он предоставил больничный лист своему перевозчику, который потребовал оплатить 300 долларов за три недели, проведенные в больнице. Я считаю, что это неправильно: водитель такси не имеет возможности ни болеть, ни отдыхать.