Сфера частного извоза в белорусской столице максимально подстроена под потребности пользователя: такси можно вызвать в любое время привычно по телефону, через онлайн-заявку в интернете, с помощью мобильных приложений, которых только в Минске около десятка, да и просто взять машину «от борта». Такое разнообразие выбора, бесспорно, способствует удобству и соответствует духу времени, но есть одно но: человек не всегда знает, кто его повезет…
По мнению легально работающих таксистов, сегодня в Минске около 30% извозчиков работают нелегально. Большинство из них получает заказы через мобильные приложения, еще немалая часть «сотрудничает» с диспетчерскими службами (это называется работа «под черным флагом»), меньшинство «бомбит», колеся по улицам в поисках поднятой руки. Причем, что касается диспетчерских, по словам таксистов, ситуация настолько нездоровая, что сегодня в Минске абсолютно избавленные от нелегалов службы можно пересчитать по пальцам одной руки.
Согласитесь, 30% — это немало. На данном фоне отчеты о работе по нелегалам выглядят «несоразмерными» масштабам проблемы.
Из сообщения пресс-службы ИМНС
Во время проведенных контрольных мероприятий в июне и июле 2016 года было установлено 167 фактов осуществления нелегального извоза. По результатам контрольных мероприятий в обозначенном периоде налоговыми органами наложен арест на 35 автотранспортных средств, использовавшихся физическими лицами для осуществления противоправной деятельности.
Почему так происходит, журналист ABW.BY попыталась выяснить во время рейда с сотрудниками ИМНС Заводского района Минска.
Каждое новшество, вводимое государством в сфере пассажирских перевозок и призванное ее упорядочить, больше усложняет жизнь тем, кто работает согласно букве закона. Для нелегалов они практически ничего не меняют. Частный извоз многим видится хорошим подспорьем, а то и вовсе альтернативой малооплачиваемой работе. Поэтому из года в год в полку нелегалов только прибывает. Как уверяют таксисты, сегодня начать работать «в черную» очень просто: для этого достаточно иметь автомобиль и установить себе программу, которая позволит получать заказы от клиентов. Если речь идет о «черном флаге», то, как и легальные извозчики, нелегалы платят диспетчерской службе за каждый полученный заказ и работают, не имея головной боли в виде уплаты налогов и обязательных платежей, установки СКНО, таксометра и прочего. Единственное, чего опасаются нелегалы, — проверок. Но те случаются не так часто, а таксистов в Минске слишком много, чтобы вероятность «попадания молнии» именно в тебя была очень высока. Да и штрафы «отбиваются» быстро. Собственно говоря, это и есть основные причины того, что нелегальные таксисты не прячутся по закоулкам, а работают практически открыто. Но они не учитывают, что с той же легкостью, с которой машину заказывает пассажир, это может сделать и налоговый инспектор.
Выявлением нелегальных таксистов занимаются налоговые органы, происходит это методом контрольной закупки: делается заказ, и если приехавший автомобиль вызывает сомнения, совершается поездка, после оплаты которой следует разоблачение. По словам налоговиков, в 90% случаев понять, кто есть кто, можно уже при визуальном осмотре автомобиля. Поводом для подозрений обычно становится отсутствие желтых «номеров», оклейка автомобиля, а также отсутствие кассового оборудовании и СКНО — моменты, на которые обычный пассажир порой не обращает внимания.
«Если человек работает нелегально, это прежде всего означает полное отсутствие контроля как за физическим состоянием водителя, так и за техническим состоянием автомобиля, ведь эти люди не проходят врача и механика, — объясняет, почему стоит опасаться услуг, оказываемых нелегалами, участник рейдовой группы Александр. — Кроме того, у них нет страховки на пассажира, что, например, в случае ДТП сулит серьезные проблемы с возмещением вреда здоровью».
Часто нелегалы оклеивают автомобили частично, чтобы те хоть как-то производили впечатление легального такси. При этом не оклеивают переднюю часть, не имеют плафона и ездят на белых «номерах», чтобы издалека автомобиль не привлекал внимания Транспортной инспекции. При этом к службам, логотипы и реквизиты которых имеются на бортах, эти авто могут не иметь никакого отношения.
Что касается масштабов проблемы, то налоговики не отрицают, что они значительны. К примеру, в один из сентябрьских рейдов из восьми вызовов нелегалы приехали на три. Новость о том, что они везли налоговых инспекторов, водителей, конечно, не радует, но происходящее они воспринимают спокойно. За осуществление незаконной предпринимательской деятельности Кодекс об административных правонарушениях (ст. 12.7) предусматривает наложение штрафа в размере до 100 БВ. Кроме этого, налоговое законодательство в этом случае требует от нарушителя еще и уплаты единого налога в пятикратном размере (п. 2-1 ст. 299 Налогового кодекса РБ, на сегодня это 570 деноминированных рублей, ставки единого налога здесь). В случае повторного выявления нарушения к штрафу и необходимости уплаты единого налога добавляется еще и арест и (или) изъятие транспортного средства до решения суда (ч.1 ст. 8.7 ПИКоАП). И только в случае тотального невезения в виде привлечения к ответственности третий раз предусмотрена конфискация транспортного средства. По признанию Александра, после уплаты штрафа чаще всего нелегалы выбирают один из двух путей: либо легализуются, либо снимают все наклейки и начинают работать по ночам и выходным, когда вероятность «нарваться» на проверку, по их мнению, минимальна.
В этот раз работать предстояло двум рейдовым группам. Первые заказы проверяющие делают через мобильное приложение такси «Алмаз». Для контрольной закупки были выбраны VW и Ford — оба приехали на заказ на белых «номерах». В первый садятся два инспектора, во второй — третий инспектор и журналист. Оба автомобиля следуют к условленному месту, где уже ожидает патруль ГАИ.
После слов «это была контрольная закупка» лица водителей меняются, все следуют в здание ИМНС для документального оформления нарушения.
«Один раз водитель, когда услышал, что стал участником контрольной закупки, повел себя неадекватно, — вспоминает инспектор. — Он припарковал автомобиль и просто убежал, оставив нас в машине. Мы пытались дозвониться ему, но сделать это удалось не сразу. И только после появления эвакуатора он пришел. Но, как говорится, это частный случай».
В кабинете налоговой инспекции мужчины рассказывают о том, как «пришли в профессию».
Водителю VW на вид лет около 30, автомобиль на гродненских «номерах», мужчина утверждает, что пойти в таксисты его вынудило непростое материальное положение и беременность жены.
«У меня два высших образования, я пять лет работал мастером в депо, — рассказывает молодой человек. — Работа нравилась, может, и работал бы дальше, но материальное вознаграждение было минимальным. Тогда впервые решил пойти подработать в такси. Дело было в Гродно».
Улыбаясь, гродненец рассказывает, что в «Алмаз» «устроился» только-только, установил приложение и начал брать заказы. Где устанавливал программу, не помнит, потому что пока еще плохо знает Минск. На вопрос, на какой шаг его подвигнет уплата штрафа, недвусмысленно ответил, что на прошлой неделе за ремонт машины заплатил больше…
«Почему люди идут в такси? От безысходности! — пытается объяснить положение дел водитель VW. — Я дома провожу всего семь часов в сутки, половину из этого времени сплю».
Водитель Ford оказался гражданином Украины. В такси пришел три месяца назад. Судя по удивлению, полагал, что работает вполне официально. Автомобиль арендный, желтые «номера» — в багажнике, СКНО нет, но утверждает, что есть «записка» о том, что таксометр перевозчик забрал на переоборудование два месяца назад.
«По закону все автомобили-такси до 1 августа этого года должны быть оснащены СКНО, — поясняет инспектор. — Для этого нужно было предоставить таксометр на переоборудование, в связи с чем на время его отсутствия выдавался документ, подтверждающий тот факт, что оборудование временно изъято. Но это было актуально до 1 августа. Да и СКНО ставится не два месяца. Здесь явно фирма-перевозчик хотела уйти от «лишнего» налогообложения».
Почему желтые «номера» в багажнике? Водитель объяснил это «рекомендацией» перевозчика:
«Мне сказали, что если остановит Транспортная инспекция, то нужно сказать, что я использую автомобиль в личных целях. И сказали: мол, покажешь бумажку — все будет нормально. Если честно, думал, что город большой, не рассчитывал, что «попаду». И вообще думал, что штрафы оплачивает перевозчик. Уже жалею, что в такси пошел: вчера всего два заказа, сегодня — три и вот такая история…»
Оформление нарушителей отнимает массу времени, поэтому в тот вечер мы успеваем сделать еще два «результативных» заказа: один — «от борта», второй — через мобильное приложение IQ-такси.
Журналист с инспектором садятся в ожидающий случайных пассажиров возле гипермаркета автомобиль KIA, вторая группа остается ждать Opel.
Внешне KIA не вызвал серьезных подозрений, однако водитель повез нас, не включив таксометр.
Как выяснилось по приезде на контрольную точку, таксометр не был подключен к системе питания. По словам водителя, в этот день он поменял аккумулятор и не успел перекинуть клемму. Уверял, что злого умысла у него не было, аргументировал это тем, что он индивидуальный предприниматель и платит единый налог, поэтому может «бить» любое количество чеков. Однако своими действиями он нарушил правила автомобильных перевозок, которые обязывают водителя автомобиля-такси начинать движение с включенным таксометром, и порядок приема денежных средств при оказании услуг за наличный расчет (ст.12.18 КоАП РБ). В остальном у предпринимателя все было в порядке.
Ко второй рейдовой группе приехал Opel вообще без каких-либо опознавательных знаков, с одной лишь наклейкой — рекомендацией мобильного приложения по вызову такси в Минске. Водитель рассказал, что сам из Бобруйска, работает как «аренда авто с водителем», а наклейку просто «приобрел».
С пассажирами-проверяющими никакого договора о фрахтовании транспортного средства он не заключал. Ему пришлось отвечать за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и отсутствие кассового оборудования, совмещенного с таксометром, без установленного СКНО.
Итого за один вечер налоговой инспекции Заводского района Минска удалось выявить три факта осуществления предпринимательской деятельности в нарушение норм действующего законодательства, а также установить факт осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации (частный извоз). Всего было отработано семь заказов. Работа была начата в 18 часов и окончена в первом часу ночи.
Конечно, это капля в море нелегального извоза, притом что такие рейды проводятся не каждый день. Возможно, методы борьбы с нелегалами могли быть продуктивнее при изменении обстоятельств, в частности — условий организации пассажирских перевозок и снижении финансовой нагрузки, что способствовало бы их переходу «на светлую сторону». Возможно, меры не слишком суровые (в странах Европы с нелегалами не церемонятся и конфискуют автомобили значительно быстрее). Но пока мы имеем то, что имеем.
За три квартала 2016 года ИМНС по Заводскому району г. Минска установлено 15 граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. У субъектов хозяйствования выявлено 18 нарушений, среди которых нарушения кассовой дисциплины, работа без лицензии, осуществление запрещенной деятельности и др.
Источник: abw.by