Рынок такси в Беларуси с каждым годом стремительно увеличивается. Например, в 2014-м потребность Минска в таком виде транспорта составляла 5 000 автомобилей, но фактически их было больше в несколько раз
Сегодня ситуация продолжает развиваться в том же направлении, а вот количество официальных стоянок для машин с «шашечками» сокращается. В столице за последнее время исчезло около 40 таких мест. Именно этот вопрос стал одним из ключевых на круглом столе, организованном Республиканским советом Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць».
Монополия и пренебрежение
Инициатором встречи, в которой также приняли участие представители Министерства транспорта и коммуникаций, Белорусского союза транспортников, государственного учреждения «Столичный транспорт и связь», УГАИ МВД, комитета по архитектуре и строительству Мингорисполкома, выступила первичная профсоюзная организация водителей такси «Центр». Это объединение появилось недавно — в апреле 2016 года. Оно было создано в качестве своеобразной альтернативы существующей профсоюзной организации «Минское такси». Последняя, по мнению некоторых таксистов, не оказывает на их жизнь никакого влияния.
«Необходимо, чтобы кто-то реально отстаивал интересы представителей профессии, помогал в решении существующих проблем, — заявил председатель ППО водителей такси «Центр» Александр Стаховский. — Поэтому и появился наш профсоюз. Скажу прямо, в сфере такси сегодня творится бардак. И мы хотим навести порядок, но цивилизованно, без забастовок и акций».
По словам Александра Стаховского, первичка уже давно активно работает с проблемой стоянок. В частности, организация отправила запрос в «Столичный транспорт и связь», чтобы уточнить их количество в Минске в настоящее время. Информацию предоставили администрации всех районов города, но таксисты уверены: перечни неполные. Сегодня есть много стоянок, которые числятся только на бумаге: знаки там срезали, а взамен ничего не поставили. И если водитель становится на такую стоянку, то приезжают сотрудники ГАИ и просят освободить место, а могут и привлечь к административной ответственности за нарушение ПДД.
С действующими стоянками дела обстоят тоже не без проблем. Зачастую обычные водители игнорируют действие знака «Место стоянки такси» и паркуют свои автомобили. А вот на стоянке по улице Каховской возле кинотеатра Киев дополнительно висит знак «Остановка запрещена». Если кто-то решит там поставить свою машину, рискует получить штраф. По мнению таксистов, такое сочетание знаков могло бы в определенной степени решить проблему.
Особого внимания заслуживает стоянка такси на привокзальной площади. Раньше, говорит Александр Стаховский, там могли припарковаться машины разных служб. Но после реконструкции заехать на нее можно только в порядке очереди, чем пользуются недобросовестные таксисты. Получается «монополия»: четыре машины работают, одна — перекрывает въезд.
Ночь. Остановка. Такси?
Чтобы решить проблемы со стоянками Профсоюз «Садружнасць» и ППО водителей такси «Центр» предложили несколько мероприятий. В частности — организовать такие места возле крупных торговых центров, концертных залов и т. д. Актив профсоюза «Центр» уже обращался в несколько гипермаркетов. В одном ответили, что готовы выделить места, но только по ходатайству предприятия «Столичный транспорт и связь» и при хорошей коммерческой составляющей. В другом гипермаркете сразу отказали.
«Нужно учитывать, что все подобные изменения производятся с согласия землепользователя. Поэтому отказать в выделении места он имеет полное право. С другой ГАИ может рекомендовать владельцам торговых центров, а также при реконструкции улицы или новом проектировании, предусмотреть стоянку для такси, — пояснила начальник отдела инженерной подготовки городских территорий комитета архитектуры и градостроительства Мингорсиполкома Светлана Залевская. — Но законодательно это не закреплено. Обязательными являются только места для инвалидов».
Возле «Минск-Арены» стоянку для такси организовывали на время проведения Чемпионата мира по хоккею-2014, когда в городе был большой наплыв туристов. Но стоит учитывать, что различные мероприятия и концерты происходят там практически каждый день. И пускай не специальная стоянка, но таксистам необходимо отдельное место, где бы они могли останавливаться. Один из участников круглого стола таксист Иван Матук рассказал, что получил штраф, когда остановился возле «Минск-Арены» забрать пассажира.
Другое возможное решение проблемы — разрешить в ночное время (с 01.00 до 05.30) автомобилям-такси стоять на остановочных пунктах общественного транспорта. Однако в ГАИ отмечают, что этот пункт противоречит действующим ПДД, в которые нужно вносить правки. К тому же припаркованные автомобили будут мешать городским службам, которые ночью убирают остановочные пункты.
Организовать бесплатный въезд такси на территорию автовокзала «Центральный» сейчас тоже затруднительно: в связи с упразднением «Восточного» вокзала, все платформы там заняты автобусами. Возможно, в скором времени стоянка такси появится на месте остановочного пункта «АВ Центральный», т. к. в этом районе планируется реконструкция троллейбусной сети.
«Надо пересмотреть уже существующие стоянки. Как пример — на пересечении улиц Некрасова-Карастояновой. Место обозначенное, но за много лет своей работы еще ни разу не видел там пассажиров или машины-такси, — пояснил Александр Стаховский. — Возле 10-й больницы на Уборевича тоже стоит знак «Место стоянки такси». Но если автомобили там станут, то «замкнут» собой всю улицу».
Работа в группе
Главное, что сейчас нужно определить — куда профсоюзной организации «Центр» обращаться за согласованием мест стоянки для такси? В Минске оператором по такси является «Столичный транспорт и связь». Но договор с учреждением не заключен, поэтому де-факто он выполняет только одну функцию — предоставляет статистические данные. Соответственно выступать заказчиком строительства стоянок не может.
«Пока мы предлагаем профсоюзной организации «Центр», как вариант, составить список мест в городе, где должны быть стоянки такси, — рассказал зам начальника отдел организации пассажирских перевозок «Столичный транспорт и связь» Кирилл Синютич. — Процесс будет не быстрым, но, по крайней мере, не потребует дополнительных финансовых издержек».
Другой вариант — обращаться к местным властям. Не только в Мингорисполком, но и обл- и райисполкомы. Ведь проблема эта сегодня существует и в регионах. Председатель Могилевской областной организации Профсоюза «Садружнасць» Сергей Яськов рассказал, что у них в городе стоянки такси зачастую забиты другими машинами. И чтобы, например, автомобиль «с шашечками» мог подъехать к гостинице «Могилев», водителю необходимо в прямом смысле лезть на бордюр.
Профсоюз «Садружнасць» предложил создать рабочую группу при Министерстве транспорта и коммуникаций, чтобы она занялась разработкой программы по улучшению состояния стоянок и выделению новых мест.
Однако пока министерство не поддерживает такое предложение. Сегодня они готовы выступить лишь активным участником рабочей группы.
Источник: belchas.by