Еще летом в Национальный аэропорт Минск пришел новый официальный перевозчик — служба «Родное такси». Какое-то время они работали параллельно с трансфером аэропорта, теперь же «Родное такси» осталось в одиночестве. Правда, на практике оказалось, что нелегалы и «бомбилы» никуда не делись, борьба с ними пока не приносит успеха, а иногда и создает проблемы.
Наводить порядок с таксистами в «хлебной точке» начали еще пять лет назад. Тогда тендер выиграла служба «157», но буквально через полгода была вынуждена уйти, во многом по вине нелегалов. После этого аэропорт реализовал проект собственной службы трансфера. Для этого были закуплены автомобили Geely — седаны и кроссоверы. Поездка в любую точку Минска стоила 30 рублей, затем цена выросла до 40 рублей, но это было в любом случае дешевле и надежнее, чем поездка с нелегалом.
«Нелегалы забирают до 80 процентов пассажиров»
Управляющий службы «Родное такси» Константин Королев, рассказал, что после заключения договора они получили право разместить свою стойку в терминале для прибывающих пассажиров и павильон для оформления заказов. Также по договору арендуют машино-места на ближайшей парковке на территории аэропорта.
— Все наши сотрудники и водители в красивой форме. Система такая: человек выходит из зоны прилета, подходит к нашей стойке, там стоят наши водители с фирменными бейджами, они отводят пассажира в павильон, там создается заказ, водитель принимает пассажира, берет его чемодан и они идут к автомобилю. Если это из города в аэропорт заказ, то у нас есть диспетчерская с коротким номером.
Правда, местным «бомбилам» такое цивилизованное соседство не нравится.
— Что они делают? Я поставил стойку и большую рекламу сделал. Так «бомбилы» выстраиваются «стенкой», закрывают нашу рекламу. Я уже даже переместил надпись такси повыше, чтобы ее не закрывали, так они теперь вообще перекрывают выход из четвертого сектора к нашему павильону. И пассажиру некуда деться, он идет к выходу на улицу. Там его уже перехватывают, за чемодан тянут буквально. Интересно, что у каждого из них на шее висит бейдж с надписью official taxi. Притом что официальная служба в аэропорту всего одна. Эти водители утверждают, что они свои бейджи в исполкоме согласовали, хотя исполком это не делает.
Константин Королев говорит, что в последнее время «нелегалы» стали просто представляться службой «Родное такси». В результате в службу приходят жалобы от пассажиров, что по завершении поездки тариф увеличивался в два-три раза. Страдает репутация.
— Совсем недавно произошел такой случай. Ехала девушка из аэропорта в Каменную Горку с нелегалом, думая, что это официальная служба. По нашим расценкам поездка стоит 40 рублей. Но когда машина приехала по адресу, водитель потребовал с девушки уже 60 рублей. Аргумент был простой — 40 рублей стоит поездка до знака «Минск». Пришлось платить.
Обычно с такими историями Константину звонят на личный номер и жалуются. А ему остается только посоветовать незадачливым пассажирам быть внимательнее к выбору такси.
— По закону, в аэропорту может находиться и ждать пассажиров только один перевозчик — официальный. Конечно, любая служба может привезти человека в аэропорт или по вызову забрать. Никаких вопросов. Но ходить по территории и кричать: «Такси!» они не имеют права. Как они действуют? Вылавливают пассажира и могут по рации уже передать водителю, чтобы он заезжал на территорию.
По расчетам Константина, нелегалы забирают до 80 процентов пассажиров.
«Хотел пожаловаться, а получил протокол за клевету»
Константин пытался действовать строго в рамках законодательства, несмотря на многочисленные угрозы в адрес водителей. По его словам, уже 11 человек уволилось, многие боятся работать.
— Их (нелегалов. — Прим. ред.) можно привлекать по целому ряду нарушений. Мы фиксировали, что они пользуются рациями в аэропорту. А ведь это строжайше запрещено правилами безопасности. Говорят, что согласовано с начальником службы безопасности. Пошел в службу безопасности. Там отвечают — мы такое никогда ни с кем не согласовывали, рации вне закона.
Константин искренне не понимает, почему нарушителей никак нельзя выгнать из здания и наказать за незаконную предпринимательскую деятельность. Около двух месяцев назад он встретился с несколькими представителями нелегальных таксистов. Пытался решить проблему путем переговоров, «чтобы не было этих тридцати человек в спортивных костюмах возле входа, чтобы людей не водили в какой-то лес в машину, чтобы все стояли в одной очереди, цивилизованно. Они отказываются».
Управляющий службой «Родное такси» отправил письма и жалобы во все возможные инстанции — прокуратура, ГУБОПиК, МАРТ, ОВД, ГАИ. На все свои заявления получал однообразные ответы. Из ГУБОПиК сообщили, что обращение для рассмотрения по существу направлено в Октябрьское РУВД, а указанные факты не относятся к компетенции подразделений, осуществляющих борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Нелегалы оккупировали прилегающие к аэропорту территории, занимают места на расположенной недалеко АЗС «Белоруснефть». Константин не раз вызывал ГАИ, но проблему это не решает. Как только патрульный автомобиль уезжает, они появляются снова.
— Я отправлял жалобу в Транспортную инспекцию с указанием конкретных номеров и просил провести проверку. Мне пишут: мы провели мероприятие, но такой машины не нашли.
Сейчас компания пошла на другой шаг: поставила стойку в зоне выдачи багажа. Вход туда — только по таможенным пропускам. На этой территории сотрудницы службы «Родное такси» смогут спокойно встречать пассажиров. От аэропорта компания уже получила разрешения, Минтранс тоже все согласовал, но вот таможенная служба пока не соглашается. Аргументируют тем, что, работа службы такси в таможенной зоне нецелесообразна. Константин собирается обжаловать это решение.
Константин Королев признается, что в последнее время ситуация стала еще хуже, а в будущем предпринимателя и вовсе ждет поход в суд.
— Я же писал и заявления, и жалобы, но проверки ничего не выявили. А после звонка на телефон доверия МВД на меня ответственные лица написали заявление за клевету. Сообщили, что я умышленно распространил заведомо ложные, позорящие измышления о том, что ответственные лица «своими служебными полномочиями прикрывают незаконную деятельность нелегальных таксистов на территории РУП „Национальный аэропорт Минск“, хотя, согласно заключению материалов проверки, проводимой УГАИ ГУВД Мингорисполкома, данная информация не нашла своего подтверждения». Но я не говорил «прикрывают», а лишь сообщил о том, что они бездействуют.
В итоге на руководителя службы такси составили протокол по статье 9.2 КоАП РБ «Клевета». За это грозит штраф до 30 базовых величин.
Тем не менее Константин говорит, что готов вкладывать деньги в развитие сервиса, закупать новые автомобили, но в таких условиях работать очень сложно.
— Аэропорт — это лицо страны. И если мы хотим в глазах прибывающих иностранцев выглядеть цивилизованной страной, то надо избавляться от назойливых «бомбил», которые встречают прилетающих.
«Иногда пассажир не замечает, как после посадки с машины исчезали желтые полосы и номера»
По поводу этой ситуации обратились за комментарием к руководству РУП «Национальный аэропорт Минск».
— С 2013 года аэропорт пытается создать условия для получения потребителями качественной услуги такси на нашей территории. В 2015 году мы вышли с инициативой о создании правовых условий для деятельности на нашей территории официальных автомобильных перевозчиков. 23 января 2018 года эта инициатива начала действовать. По закону оказывать услуги такси на территории пассажирского терминала и иных объектов без письменного согласия владельцев запрещается.
Там признают, что аэропорт, являясь владельцем терминала такси, столкнулся с нарушением и игнорированием своих же требований со стороны некоторых перевозчиков.
— Несмотря на отведенную территорию и выделенную инфраструктуру, отдельные перевозчики игнорировали закон, оказывая услуги такси вне терминала. В СМИ фиксировались случаи перевозки пассажиров по заоблачным ценам. У таких перевозчиков есть свои особенности. Например, пересадка пассажиров из одного автомобиля в другой с целью избежать встречи с транспортной инспекцией. Также они перевозят пассажиров на автомобиле без опознавательных знаков такси. Причем, что интересно, пассажир порой даже не подозревал, что после посадки в такси с автомобиля моментально снимались боковые желтые полосы и плафон, а также желтые номера. Естественно о безопасности и качестве в таких случаях говорить не приходится. Такой «сервис» не лучшим образом отражается на имидже и репутации столичного аэропорта.
В этом году руководство Национального аэропорта Минск приняло решение передать терминал такси в аренду. Провели несколько аукционов, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия претендентов. Более того, потенциальные претенденты сообщали о невозможности участвовать в аукционе, опасаясь скрытой недобросовестной конкуренции со стороны устоявшейся компании перевозчиков, действующих не по правилам.
— Что касается права аэропорта контролировать коммерческую деятельность отдельных перевозчиков такси, которые нелегально и за пределами терминала предлагают свои услуги, то, к сожалению, служба авиационной безопасности не имеет полномочий, чтобы пресекать незаконную предпринимательскую деятельность на территории аэропорта. Эта функция возложена на компетентные государственные органы — МВД, МНС, МАРТ, Транспортную инспекцию. Мы регулярно сообщаем обо всех нарушениях, свидетелем которых становимся. Виновных при наличии оснований привлекают к ответственности.
Выгнать «бомбил» с территории аэропорта тоже нельзя. Территория привокзальной площади и часть аэровокзального комплекса (за исключением служебных зон, зон досмотра и ожидания багажа пассажирами) являются зонами свободного доступа для всех.
— При этом, согласно действующему законодательству, ношение бейджей с надписями «официальное такси», «такси», которые используют перевозчики, является рекламой. В рекламе услуг такси, представленной в виде бейджей, МАРТ усматривают признаки нарушения требований действующего законодательства. По поручению МАРТ мы с помощью аудиотрансляции постоянно предупреждаем о недопустимости распространения рекламы без предварительного согласования и оформления договорных отношений с аэропортом. Информируем также об административной ответственности за нарушения законодательства. Правда, этот подход к решению вопроса не возымел желаемого эффекта.
Руководство аэропорта сообщило, что регулярно получает от госорганов информацию о невозможности доказать ведение коммерческой деятельности индивидуальными предпринимателями, которые с использованием бейджей фактически открыто предлагают свои услуги.
— Да и запрет на оказание услуг такси вне терминала не получил никакой административной и иной понуждающей практики. По нашему субъективному мнению, это происходит ввиду нахождения в начальной стадии законодательства, регулирующего работу такси. Например, в пункте 160 Правил автомобильных перевозок говорится, что «при ожидании пассажиров водитель автомобиля-такси имеет право пользоваться терминалами такси в порядке, установленном местными исполнительными и распорядительными органами». При этом Мингорисполком так и не разработал этот порядок.
Борись Константин до конца обратной дороги нет.
Бомбил этих только Covid19 с аэропорта раз и на всегда выживет!
Ну а что хотел он, эффект бумеранга прошлого.
Этих бомбил оттуда только вперёд ногами вынести можно сами они не уйдут ???