Документ предоставлен КонсультантПлюс
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 16 декабря 2010 г. N 8/23063
------------------------------------------------------------------
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 ноября 2010 г. N 82
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 25 МАЯ 2000 Г. N 13
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
На основании подпункта 1.5 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. N 1172 "О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" и подпункта 5.9 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 13 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 83, 8/3921).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр И.И.Щербо
СОГЛАСОВАНО
Министр труда и социальной защиты
Республики Беларусь
М.А.Щеткина
25.11.2010
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства транспорта
и коммуникаций
Республики Беларусь
25.11.2010 N 82
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки.
(часть первая п. 1 в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
В отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.
2. Настоящее Положение распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.
3. Режим рабочего времени и времени отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работ (сменности) водителей автомобилей.
Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщения должны составляться в соответствии с законодательством о труде и нормами настоящего Положения.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
4. Графики работ (сменности) составляются нанимателем для всех водителей автомобилей на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее чем за один месяц до их введения.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
Графиками работ (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профессиональным союзом (далее - профсоюз) (при его наличии).
5. На междугородных перевозках при направлении водителей автомобилей в дальние рейсы, при которых водитель автомобиля за установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы (смены) не может вернуться к постоянному месту работы, наниматель устанавливает водителю автомобиля задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм настоящего Положения.
6. Вопросы установления режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются законодательством о труде.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
ГЛАВА 2
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО УЧЕТ
7. В течение рабочего времени водитель автомобиля обязан исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работ (сменности).
8. Началом работы считается время явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы - время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.
В отдельных случаях начало и окончание работы может устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю автомобиля должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.
При дальних междугородных перевозках началом работы водителя автомобиля в смене считается время истечения установленного графиком работ (сменности) времени отдыха, а окончанием смены - время начала отдыха по графику в промежуточном или в конечном пункте маршрута.
9. Рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:
подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 минут;
времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 минут;
времени управления автомобилем;
времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля;
времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
времени простоев не по вине водителя автомобиля;
времени дополнительных специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.
10. Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
11. Продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
12. При направлении водителей автомобилей в дальние рейсы для выполнения междугородных перевозок грузов и пассажиров наниматель устанавливает им задания по времени на движение и стоянку автомобилей, исходя из действующих норм времени на подготовительно-заключительные работы, предрейсовый медицинский осмотр, кратковременный и длительный отдых в пути, погрузку и разгрузку, расстояния перевозки и заданного режима работы водителей автомобилей, расчетных норм пробега грузовых автомобилей, установленных в порядке, определенном законодательством. Время, установленное заданием (графиком, расписанием), учитывается как рабочее.
13. Работа в сверхурочное время компенсируется в соответствии с законодательством о труде дополнительной оплатой.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия водителя автомобиля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде Республики Беларусь, а также коллективным договором, соглашением.
14. Сменный режим работы определяет последовательность чередования водителей автомобилей по сменам, продолжительность каждой из которых не менее установленной законодательством продолжительности ежедневной работы (смены).
Иные режимы работы (разделение рабочего дня на части, суточные дежурства) к сменным не относятся.
Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком работ (сменности). При этом продолжительность смены не может превышать 12 часов. Водители автомобилей чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.
15. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, водителям автомобилей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года.
Учетный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами.
Водителям автомобилей устанавливается, как правило, суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
16. При суммированном учете рабочего времени установленная продолжительность ежедневной работы (смены) и рабочей недели отрабатывается водителем автомобиля, как правило, за учетный период.
При этом запланированное время работы в смену, неделю может быть неодинаковым. Во всех случаях сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии с законодательством о труде.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 часов, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) - не более 12 часов с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) 12 часов более двух календарных дней подряд.
В случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя автомобиля в автомобиле продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя автомобиля.
17. Рабочее время водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками работ (сменности), которые составляются на весь учетный период из расчета выполнения установленной нормы рабочих часов за этот период. В них определяется время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха.
Для водителей автомобилей, занятых на перевозках в технологическом процессе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других организаций, графики работ (сменности) составляются с таким расчетом, чтобы они были увязаны с графиками работ (сменности) работников обслуживаемых организаций.
18. Для водителей автомобилей может вводиться рабочий день с разделением его на части с перерывами продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и питания.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
Часть исключена. - Постановление Минтранса от 24.06.2014 N 19.
При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.
Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается.
Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля.
Решение о разделении рабочего дня на части принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
19. Учет рабочего времени водителей автомобилей осуществляется на основании табеля учета использования рабочего времени, путевых листов и других документов.
Время внутрисменных простоев учитывается, начиная с пяти минут.
Учет времени простоя водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе установленной формы.
Время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.
В месте командировки рабочее время водителя автомобиля учитывается на общих основаниях в порядке, установленном по месту его работы. Если в месте командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя автомобиля учитывается по его фактической продолжительности с предоставлением табеля учета рабочего времени с этого места работы.
ГЛАВА 3
ВРЕМЯ ОТДЫХА
20. Водителям автомобилей предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который используется водителем автомобиля по своему усмотрению и в рабочее время не включается.
При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю автомобиля могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять, как правило, через 4 часа после начала работы.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем автомобиля и нанимателем.
21. После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю автомобиля должен предоставляться специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 минут или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 часов, если не наступает период перерыва для отдыха и питания.
22. Если продолжительность смены по графику работ (сменности) больше 8 часов, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.
Водителям автомобилей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, или водителям автомобилей с рабочим днем, разделенным на части, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы по распоряжению нанимателя, согласованному с профсоюзом (а при его отсутствии - с согласия водителя автомобиля), может быть уменьшена до 12 часов.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя автомобиля на конечном или промежуточном пункте маршрута не может быть менее продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей автомобиля - не менее половины времени работы в предшествующей отдыху смене с соответствующим увеличением продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
23. Водителям автомобилей при сменной работе и водителям автомобилей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работ (сменности). При этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца. Эти дни выделяются в графике работ (сменности) из общего числа свободных от работы дней.
Привлечение водителя автомобиля к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего распорядка или графиком работ (сменности), допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней в год каждого водителя автомобиля.
В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые водитель автомобиля привлекался к работе без его согласия в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
24. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть более 42 часов, а также может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
25. Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размерах, установленных законодательством о труде.
(в ред. постановления Минтранса от 24.06.2014 N 19)
В случае, когда водители автомобилей, занятые на междугородных перевозках, не имеют возможности использовать дни еженедельного отдыха в период поездки, им должны предоставляться другие дни отдыха после возвращения к месту постоянной работы.
26. В государственные праздники и праздничные дни допускается работа водителей автомобилей, связанная с необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, если эти дни предусмотрены графиками работ (сменности) как рабочие, а также в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-технологическим условиям и при неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах.
При суммированном учете рабочего времени работа в государственные праздники и праздничные дни по графику работ (сменности) включается в норму рабочего времени учетного периода.
------------------------------------------------------------------
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 ноября 2010 г. N 82 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИ
Все, что связано с юридической составляющей работы такси и в такси.
Вернуться в «Законы и положения о такси в РБ»
Перейти
- Все, что касается деятельности такси
- ↳ Законы и положения о такси в РБ
- ↳ Переписка с законом
- ↳ Стоянки такси
- ↳ Помощь вновь прибывшим в профессию
- ↳ Безопасность водителя таксиста
- ↳ Насущные вопросы
- ↳ Фирмы-перевозчики
- ↳ ЦТО и таксометры
- Службы такси Беларуси
- ↳ Брест
- ↳ Такси СИТИ
- ↳ Такси 7220
- ↳ Такси Мандарин
- ↳ Такси Пират
- ↳ Витебск
- ↳ Такси Сигнал 157
- ↳ Такси 7220
- ↳ Такси Maxim 7003
- ↳ Такси Бест 7770
- ↳ Гомель
- ↳ Такси Альфа 155
- ↳ Такси 107
- ↳ Такси 7220
- ↳ Такси Фортуна 7288
- ↳ Гродно
- ↳ Такси Шатле 155
- ↳ Такси Бертель
- ↳ Такси Степаныч
- ↳ Такси Престиж
- ↳ Такси 7220
- ↳ Могилев
- ↳ Такси Лидер
- ↳ Такси Сити
- ↳ Такси 107
- ↳ Такси 7220
- ↳ Такси Партнер
- ↳ Минск
- ↳ Такси 107
- ↳ Такси 135 "Столица / Престиж"
- ↳ Такси 152
- ↳ Такси 157 "Минские автолинии"
- ↳ Такси 161
- ↳ Такси 7585 "Такси Голд"
- ↳ Такси 7788 "Алмаз"
- ↳ Такси 7500 "Пятница"
- ↳ Такси "В ДЕСЯТКУ" 7510 МТС,А1, 666-1-888
- ↳ Родное такси
- ↳ Яндекс.Такси
- ↳ Слоним
- ↳ Такси "В ДЕСЯТКУ" 7510 МТС,А1, 666-1-888
- ↳ Такси 135
- ↳ Такси 7220
- Автомобили и все что с ними связано
- ↳ Автомобили
- ↳ Эксплуатация
- ↳ Обслуживание
- ↳ Ремонт
- ↳ Выбор и Покупка автомобиля для работы в такси
- ↳ Автодилеры, Кредит, Лизинг (для автомобилей под такси)
- ↳ Дороги, Аварии, Происшествия, ПДД, ГАИ, Законодательство
- ↳ Автозвук, GPS навигация, Охранные системы и т.д.
- ↳ Видео с ваших регистраторов
- За пределами такси
- ↳ Отдых
- ↳ Благотворительность
- ↳ Offtopic
- ↳ Интересные истории из жизни таксистов
- ↳ Сделай Сам
- Наши партнеры
- ↳ Учебные центры
- ↳ Перевозчики
- ↳ Предрейсовый осмотр
- ↳ Автосервис
- ↳ Автозапчасти
- ↳ Мойки
- ↳ Оклейка
- ↳ Типография
- ↳ Питание
- ↳ Шиномонтаж